Физическое воспитание в дошкольном возрасте

Физические упражнения с детьми дошкольного возраста включают имитационные движения и игры, в которых ребенок должен стремиться воспроизвести по указанию взрослого знакомые ему образы. Летом лучше заниматься во дворе, в саду, на лужайке, в холодное время года — в хорошо проветрен­ной комнате, желательно при открытой форточке. Для занятий мальчики надевают рубашку и короткие штанишки, девочки — легкое домашнее платье. Чтобы занятия были разнообразнее и увлекательные, используют мячи, флажки, обручи, скамейки, лесенки и т. д. Во время занятий детей учат пользоваться ковриком длиной 1 — 1,5 м, головной коней которого отмечают специальной меткой. Физические упражнения с детьми лучше проводить утром, посте ночного сна. можно и днем, через 1,5—2 ч посте завтрака или дневного сна. Если родители находят время только вечером, заниматься надо не позднее чем за час до сна. Детей увлекают занятия в форме двигательных «рассказов», когда взрослый предлагает ребенку выполнить цепь последовательных движений, создавая ряд знакомых ему образов («птичка», «дровосек», «паровоз» и т. д.). Заниматься с малышами физическими упражнениями играя — вот основной принцип. Веселый тон, шутка, смех, активное участие взрослого в игре всегда радуют и привлекают ребенка.

Исходные положения необходимо разнообразить (стоя, сидя, лежа, на четвереньках, присев и т. д.), так как маленькие дети неусидчивы и не могут долго находиться в одном и том же положении. Повторяют движения от 2—3 до 5—6 раз. После трудных упражнений делают кратковременные паузы для отдыха (30—60 с), придавая им развлекательный характер, например «собачка села отдохнуть», «мишка лег спать и др. К каждому ребенку нужно подходить индивидуально, с учетом его двигательных навыков, следить, чтобы он не переутомился. Постепенно одни упражнения заменяют другими, проводят утреннюю зарядку-игру. Обязательны также подвижные игры, особенно летом, на открытом воздухе.

Игры способствуют не только физическому развитию детей, их двигательных навыков, но и воспитывают волю, формируют определенные моральные качества и личность ребенка. Для детей 3—4 лет игры подбирают с простым и конкретным содержанием (например, «гуси пошли гулять, их испугал волк, и они прибежали домой»). В 5—6 лет задания усложняют, вводят элемент соревнования. Игры для детей 6—7 лет должны содержать разнообразные и сложные движения — бег, лазанье, прыжки, при этом нужно добиваться правильного выполнения всех элементов, постараться заинтересовать ребенка конечным результатом выполняемых им действий. Часто дети играют в придуманные ими самими игры, которые, как правило, достаточно подвижны. Нет нужды ограничивать их, следить за каждым движением. Такие игры не менее полезны и развивают творческую инициативу, самостоятельность, уверенность в себе.

С дошкольного возраста начинают учить детей плаванию, катанию на коньках, лыжах, санках, велосипеде. Это приносит им огромное удовольствие, развивает физически и укрепляет здоровье, делает смелыми, терпеливыми и упорными в достижении постав­ленных целей. Обучать плаванию рекомендуется с 4—5 лет. Делают это постепенно. Вначале приучают не бояться воды, свободно передвигаться в воде на неглубоком месте. Затем учат окунаться в воду с головой, плавать с резиновыми игрушками и только потом — основным координированным движениям рук и ног вовремя плавания.

Кататься на коньках можно с 5—6 лет. Здесь также необходимы последовательность и постепенность в обучении. Вначале учат просто стоять на коньках, скользить на них с помощью взрослого, а уже потом дети двигаются самостоятельно, осваивают повороты и т. д.

На санках дети могут кататься самостоятельно с 3—4 лет. Начинают с небольших горок или пологих склонов. Взрослый должен научить ребенка приемам управления санками.

Малыша в 3—4 года можно уже учить кататься на лыжах. Длина лыж должна быть равна росту ребенка с вытянутой вверх рукой, а палки должны доставать до подмышечных впадин. В качестве обуви годятся валенки: крепления выбирают по размеру валенок, с ремешком, охватывающим пятку.

Катанию на велосипеде ребенка обучают с 3 лет. Вначале лучше освоить трехколесный велосипед, а с 5 лет можно переходить на двухколесный. Пока ребенок не освоил навыки управления велосипедом, постарайтесь присутствовать во время его катания, чтобы исключить травмы и ушибы и понаблюдать за позой ребенка на велосипеде. Ноги его должны свободно доставать до педалей, а руль необходимо поднять настолько, чтобы не было необходимости сгибать спину. Спортивные развлечения не только укрепляют ребенка физически, но и закаливают его.