Грудной возраст ребенка: особенности развития и нормы

Следующий период в жизни ребенка после рождения — это грудной возраст (до 1 года). Это время бурного роста и развития организма. За год длина тела ребенка увеличивается в среднем на 25 см. к 4—5 мес. масса удваивается, а к году возрастает трое и достигает в среднем 10— 11 кг. Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы: ребенок начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, говорит первые слова. Органы и системы организма все более развиваются, хотя в функциональном отношении еще довольно несовершенны и имеют ряд особенностей.

Кожа у детей грудного возраста очень нежная, легкоранимая и требует тщательного ухода. В первые 3—4 мес. функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию. Поэтому при смене температуры ребенок может, легко перегреваться или переохлаждаться.

Постепенно начинается отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются так называемые точки окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни. К 3—4 мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе, недостаточном пребывании на свежем воздухе процессы формирования скелета ребенка нарушаются. Это в свою очередь может привести к появлению рахита и других заболеваний. К 6—8 мес. начинают прорезываться зубы. Сначала появляются нижние центральные резцы, затем верхние — вначале центральные, затем боковые, а к концу года и нижние боковые резцы. Годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Прорезывание зубов у некоторых детей сопровождается беспокойством, недомоганием, бессонницей, небольшим повышением температуры, жидким стулом. При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу.

Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того, как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенству­ется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3—4 мес. в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях ребенка физкультурой.

По сравнению с новорожденными у детей в этом возрасте дыхательная мускулатура более развита, и грудная клетка активно участвует в дыхании. Увеличивается емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30—35 в 1 мин. Легкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, и при плохом уходе легко возникают заболевания органов дыхания.

Развивается и совершенствуется сердечно-сосудистая система. Особенности строения сердца и сосудов облегчают циркуляцию крови. Частот пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.

Продолжают развиваться органы пищеварения. К 4—6 мес. увеличивается количество слюны, больше вырабатывается пищевари­тельных соков, желчи. С 3—4 мес. начинают давать малышу помимо молока необходимые продукты растительного и животного проис­хождения строго в соответствии с возрастом, т. е. по мере развития желудочно-кишечного тракта. Количество опорожненный кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1—2 раза в сутки. Нагрузка органов пищеварения больше, чем у взрослых (на 1 кг массы тела ребенку требуется пиши в 2—2.5 раза больше, чем взрослому). При неправильном вскармливании развиваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспусканий к концу года уменьшается до 15—16 раз в сутки.

Стремительно совершенствуется нервная система. К концу первого года масса мозга увеличивается в 2.5 рай. Движения ребенка становятся все более сложными, появляются положительные и отрицательные эмоции, начинает развиваться речь. Периферические нервы (отходят от головного и спинного мозга) к концу года покрываются миелиновой оболочкой, своего рода изолятором; на различные раздражения ребенок начинает реагировать не хаотичными. а целенаправленными движениями. Появляются и развиваются все новые условные рефлексы, которые вырабатываются в процессе жизни ребенка. Так, горизонтальное положение на руках у матери, запах молока заставляют его поворачивать голову, искать грудь.

В возрасте 1 мес. ребенок уже фиксирует взгляд на предмете, при появлении чувства голода плачет, сосет палец. Почувствовав близость материнской груди, оживляется, поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении лежа на животе отталкивается ногами и пытается ползти. Если его поддерживать под мышки, он опирается на ноги. При пеленании малыш размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. В этом возрасте дети спят окало 20 ч в сутки.

Двухмесячный ребенок обычно хорошо удерживает голову в вертикальном положении 1—1.5 мин; лежа на животе, поднимает голову и грудь, и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или при достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более осмысленно и разнообразно — улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издаст неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок легко удерживает голову в вертикаль­ном положении в течение 5—6 мин улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными — ребенок тянется за игрушкой. засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, когда с ним играют взрослые, улыбается, начинает узнавать мать и кричит, если и с ним перестают заниматься

Еще через месяц он свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке. Начинает определенно реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно гудит, может издавать мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.

В возрасте 5 мес хорошо знает мать, не идет на руки к чужим. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения ребенка становятся более уверенными, он подолгу удерживает игрушки в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый под мышки, стоит на ногах.

Полугодовалый малыш самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Охотней играет с игрушками — перекладывает из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть из ложки. Начинает произносить первые слоги: «ма». «ба» и др.

В возрасте 7 мес. ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале. Внятно повторяет слоги: «ма-ма». «па-па», «ба-ба».

Восьмимесячный ребенок ползает: цепляясь за кроватку, встает и садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика его становится разнообразной — на липе можно прочитать интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого человека.

Малыш взглядом ищет нужный предмет и проявляет настойчивое стремление достать его. Много играет с игрушками, рассматри­вает их, постукивает одной о другую и др.

В возрасте 9 мес умеет делать довольно сложные движения — перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой» и т. д. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

Ребенок в возрасте 10 мес сам поднимается и стоит без опоры. Ходит, держась лишь за одну руку взрослого, стул или коляску. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившую­ся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить односложные слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных. В возрасте 11 — 12 мес. малыш хорошо ориентируется в про­странстве — встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и др. Понимает запрещения и выполняет многие требования. Произносит отдельные короткие слова, его словарный запас насчитывает около 10 слов. Спит малыш 14—16 ч. в сутки.