Младший школьный возраст

Подразделяется на младший (с 7 до 12— 13 лет) и старший — подростковый возраст (с 12—13 до 17—18 лет). Каждый из этих периодов характеризуется особенностями, связанными с процессами роста и развития ребенка, обусловленными наступлением полового созревания, условиями жизни, перенесенными заболеваниями и особенностями физического воспитания. Правильно организо­ванный режим и систематические занятия спортом способствуют физическому развитию детей. Следует заметить, что советы, касающиеся режима детей младшего школьного возраста, не теряют своего значения и для старших школьников.

Длину тела ребенка школьного возраста определяют по формуле: рост (см) = 75 + (5 • n),где 75 см — средняя длина тела ребенка в возрасте 1 года. 5 см — средняя годовая прибавка, n — количество лет.

Массу тела устанавливают по формуле: масса (кг) = 10 + (2 х n), где 10 кг — средняя масса тела ребенка в возрасте 1 года. 2 кг — средняя годовая прибавка, n — количество лет.

Развитие опорно-двигательного аппарата, включающего костный скелет, суставы, связки, мышцы, позволяет усваивать новые двигательные и трудовые навыки.

Систематически выполняемая посильная работа вызывает обильный приток крови к мышцам, улучшает их питание, способс­твует правильному росту и развитию мышечной ткани. Костный скелет выполняет также функцию защиты внутренних органов. В младшем школьном возрасте часто развивается искривление поз­воночника, возникающее в результате неправильного положения тела при ходьбе, работе, сидении за столом, постоянного ношения тяжестей в одной руке. Сон на слишком мягкой или неровной постели также может привести к искривлению позвоночника.

Тренировке органов дыхания способствуют физические упражнения на воздухе, дыхательная гимнастика. Сердечно-сосудистая система ребенка отличается большой выносливостью и работоспо­собностью. К 7—8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего деятельность сердца, в 9—10 лет увеличивается количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар. Изменяется частота пульса (у ребенка 7 лет в среднем 87 ударов в минуту). Но резервные возможности сердечно-сосудистой системы не безграничны. Физическая нагрузка, способствующая тренировке сердечно-сосудистой системы, должна быть обосно­ванной и систематической.

Растущий организм требует непрерывного восполнения энергетических затрат и поступления веществ, необходимых для развития органов и тканей.

Для обеспечения нормального основного обмена (в состоянии покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20 *С) ребенку необходимо больше калорий, чем взрослому: соответственно 44 и 23 ккал на 1 кг массы тела.

Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь ему в преодолении неизбежно возникающих трудностей. Каждое нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрица­тельные последствия. Например, превышение нагрузки, отсутствие режима, недостаточно полноценный отдых, гиподинамия ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям. Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий, делать перерывы между ними в 10—15 мин. во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.

Постарайтесь правильно организовать рабочее время школьника. Мебель должна соответствовать его возрасту и длине тела. Стелите за положением ребенка во время занятий: чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, он должен сидеть прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаясь грудью на стол; ноги в голеностопном, казенном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины газа; голову держат с небольшим наклоном вперед, расстояние от глаз до поверхности стаза 30—35 см.

Приготовление уроков начинают с письменных работ, затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют предметы средней трудности, затем самые трудные и, наконец, наиболее легкие.

Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 7—10 лет нужно спать 10—10.5 ч. Если они спят меньше 7—8 ч уровень их работоспособ­ности падает на 30 %. Иногда школьники, кроме выполнения домашнего задания, много времени уделяют музыкальным занятиям, чтению, изучению иностранного языка, просмотру кинофильмов и телепередач. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, тревожно спят. Хроническое недосыпание, как и умственное пере­утомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздра­жительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон, повлиять на состояние здоровья школьника. Не разрешайте детям школьного возраста читать в постели. Это вредно для зрения, мешает нормальному сну. Не позволяйте младшим школьникам смотреть на ночь телевизионные передачи для взрослых, так как волнения, страхи могут вызвать тревожные сны. Неспокойный сон и скрежет зубами во время сна свиде­тельствуют о том, что у ребенка повышена возбудимость нервной системы.

Правильно организуйте отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на улице должны составлять не менее 3 ч вдень. Половина этого времени падает на перерыв между занятиями в шкале и дома.

Двигательную активность надо разумно дозировать. Например, катание на коньках, на лыжах не должно превышать 1.5—2 ч, игра в футбол — 1 ч.

В выходные дни следует дать ребенку выспаться. Восстановить утраченные силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах и экскурсиях, занятия спортом.