Особенности дошкольного возраста

В период жизни, ребенка от 3 до 7 лет происходят дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возмож­ностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений становится богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно — вначале замедляется до 4—6 см в год, а затем на 6—7-м голу жизни ускоряется до 7—10 см в год (период так называемого первого физиологи­ческого вытяжения). Ориентировочно каждый год после 1-го ребенок вырастает на 5 см. Напомним, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: длина тела ребенка в возрасте 1 года + (5 см • л), где л — возраст ребенка. Если первое слагаемое неизвестно, то для расчета принимается средний рост годовалого ребенка, равный 75 см.

Прибавка в массе тела также неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т. е. в среднем 2 кг в год. Исходя из этого, массу тела ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: масса в возрасте 1 года + (2 кг • л), где л — возраст ребенка. В случае, если неизвестно, сколько весил ребенок в 1 год, то используют среднюю массу годовалого ребенка, равную 10 кг. К 6—7 годам ребенок должен удвоить массу тела, которую он имел в годовалом возрасте.

Кожа утолщается, делается более эластичной, количество кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в пересчете на 1 кг массы у детей до 6—7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они более подвержены перегреванию или переохлаждению.

К 5—6 годам форма позвоночника соответствует таковой у взрослого. Но окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, значительные нагрузки испытывает скелет. Поэтому важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми. Постель не должна быть стишком мягкой или неровной, надо пользоваться только детской мебелью. Физические нагрузки необходимы, но они должны быть посильными, и приучать к ним следует постепенно и осторожно.

С 5—6 лет у детей начинают выпадать маточные и прорезывать­ся постоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо внимательно следить за состоянием маточных зубов, своевре­менно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце дошкольного периода заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположе­ние, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий достигает 23—25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает значительное развитие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличиваются масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 мин. к 7 годам — до 85—90 в 1 мин.

Адаптационные (приспособительные) возможности органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте намного ниже, чем у взрослых. Поэтому физические упражнения для детей строго дозируют в соответствии с их возрастом. Недопустимо, когда на прогулке взрослый идет своим обычным шагом, а ребенку приходится бежать, еле поспевая за ним. Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Совершенствуется интеллектуальная сфера. Словарный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дети пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чтение взрослых: легко запоминают стихи; могут составить небольшой рассказ, например о прогулке; уверенно начинают держать карандаш в руках; рисуют различные предметы, животных. Ребенок достаточно ясно выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. Определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях. Дети повторяют многие действия взрослых, которые сами должны строго выполнять все требования, предъявляемые ими ребенку.