Уход за ребенком от рождения до года по месяцам

Основные принципы ухода те же, что и за новорожденным, но есть и особенности, связанные с возрастом. Высота стенок кроватки не должна быть ниже уровня груди ребенка (около 60 см), чтобы он не выпал из нее. так как во втором полугодии, и дети становятся достаточно активными и подвижными. Все, что находится в руках ребенка (пища, игрушки, соска и др.). должно быть тщательно вымыто или прокипячено. Не давайте ребенку упавшую на пол игрушку или соску. В первые 6 ме. купания должны быть ежедневными, а позже 2—3 раза в неделю (время купания до 8 мин). Примерно с 3-месячного возраста на малыша можно надевать ползунки, вязаные башмачки. По мере того, как ребенок начинает стоять, ему необходима одежда, не стесняющая движений, — штанишки, колготки, гольфы и т. д.

Помните, что навыки, приобретаемые ребенком на первом году жизни, во многом зависят от ухода, правильного режима, воспитания. Развитию ребенка способствуют занятия с ним родителей, правильно подобранные игрушки. В период бодрствования малыш должен получить достаточно зрительных, двигательных и слуховых впечатлений, однако постарайтесь, чтобы они его не утомляли.

Физическое воспитание и закаливание играют огромную роль в правильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные дети легче приспосабливаются к окружающей среде, реже болеют и лучше переносят заболевания. В основе физического воспитания и закаливания лежат правильный уход за ребенком, соответствующая погоде одежда.

Прогулки — важный фактор закаливания в грудном возрасте. Ребенок должен бывать на воздухе ежедневно независимо от времени года и погоды (исключение — сильный ветер, дождь и т.д.). Зимой гуляют 2—3 раза в день; продолжительность прогулок составляет приблизительно до 4 часов. Летом время пребывания на улице не ограничивается. Гуляя с ребенком, следите, чтобы его нос и руки оставались теплыми, а по возвращении домой он не был потным. Небольшой насморк при отсутствии температуры не повод для отказа от прогулки.

Воздушные ванны летом проводят на улице, а зимой в помещении; в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 20—22 *С. Начинают в 1 — 1,5 мес, оставляя ребенка обнаженным на 1—2 мин 2—3 раза в день. Затем продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивают до 8—10 мин (6 мес.). 12—15 мин (12 мес.). Во время процедуры надо менять положение ребенка; одновременно полезно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны принимают в тени, так как у детей до гола прямые солнечные лучи могут легко вызвать тепловой удар или ожоги кожи.

Водные процедуры начинают обычно в 3—4-месячном возрасте с влажных обтираний. Вначале в течение 1,5-2 недель кожу ребенка 2 раза в день осторожно растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого пользуются обычно варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают туловище и конечности. Затем поочередно растирают отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале составляет 35—36 *С. затем каждый месяц ее снижают на 1 *С (но не ниже 30 *С). Обтирания делают обычно после утреннего сна в течение 4—6 мин.

Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. При заболевании, недостаточном увеличении массы тела, повышенной возбудимости процедуры прекращают и обращаются к врачу. После перерыва с разрешения врача закаливание возобновляют с начальных этапов.

Массаж и гимнастика способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мыши. Подробно о комплексе упражнений и технике массажа можно узнать в поликлинике у участкового врача или медсестры. Массаж и гимнастику начинают обычно с 1,5—2 мес. Комнату предвари­тельно хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20 *С. Для занятий удобен стол высотой около 70 см, покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом их можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20—22 *С. Для процедур лучше выбирать одно и то же время — за 30 мин до еды или через 1 —1,5 ч. после нес. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10—12 мин. Можно проводить их и 2 раза в день.

Массаж улучшает кровообращение и обмен веществ в коже и мышцах. Они становятся более эластичными и упругими. Главными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются проглаживание и растирание легкими, нежными и плавными движениями oт периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т. д.). Перед началом массажа обязательно моют руки. Во время массажа рук и ног им придают положение легкого полсгиба.

Под влиянием физических упражнений улучшается деятель­ность всех органом и систем организма. развиваются двигательные навыки, ребенок быстрее растет. Основное внимание уделяют развитию правильных движений (до 3—4 мес. активно сгибать и разгибать руки и ноги малыша не следует, чтобы не растянуть мышцы и связки).

В возрасте 1.5—3 мес применяют так называемые пассивные упражнения. основанные на безусловных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его развитие, при укладывании на живот ребенок старается приподнять голову, при прикосновении к стопам отталкивается ногами и др. Полезно вызывать у ребенка активные движении ногами, руками и всем телом в ответ на поглажи­вание и обращение к нему.

В возрасте 3—6 мес. вводят пассивные движения конечностями ребенка — скрещивание рук и ног, растягивание мышц-разгибателей спины и др. В конце этого периода полезны активные упражнения, стимулирующие ползание, движение рук (проводят с яркими игрушками). Можно несколько раз в день класть ребенка на живот.

Когда ребенок достигнет 6—10 месяцев, основное внимание обращают на ползание, которое укрепляет многие группы мышц туловища и конечностей. Во время упражнений старайтесь как можно больше разговаривай, с малышом; по вашей просьбе он может выполнять некоторые упражнения, кроме того, это развивает его речь. В комплекс упражнений вводят повороты со спины на живот, круговые движения руками, выгибание, приседание и др. Желательно для занятий использовать яркие, разнообразные по форме игрушки. В 10—14 мес. ребенок начинает вставать и ходить, понимать речь, поэтому вводят такие упражнения, как поднимание ног, приседание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и др. Занятия способствуют приобретению двигательных навыков, развивают активность и самостоятельность малыша.